Вентилятор с обратной связью
Вентилятор с обратной связью
О преимуществе электровентиляторов, а тем более сдвоенных, рассказывать не стоит, так как толку от них больше во всех отношениях.
Были приобретены сдвоенные вентиляторы WALEE-95 21214-1300024 с моторами 1308008. Принесли домой, подключили к блоку питания, смотрим на амперметр ток потребления: 20 А/14 В! И это в тепличных домашних условиях. Дуют при этом неслабо.
Разобрали электромоторы, полностью их осмотрели — ничего подозрительного. Так как заранее предполагалась гидроизоляция электромоторов, промазали сначала силиконом торцы корпуса в местах прилегания крышек, вставили 4 болта и без усилия притянули крышки. Электромоторы без вентилятора подключили к блоку питания, и по минимальному показанию амперметра стали последовательно подтягивать гайки крепления крышек, при этом добиваясь максимальных оборотов электромотора.
При наилучшем уровне затяжки гаек ток потребления составил 3 А/14 В. И так же еще один раз с другим электромотором.
Далее установили электромотор в раму и насадили крыльчатку, подключили питание, и чудо — ток потребления 12 А/14 В, то есть минус 8 А! Дуть при этом стали еще лучше. Так что выводы делайте сами.
Вновь разобрали электромотор и сделали полную гидроизоляцию корпуса, покрыв акриловой мастикой все отверстия и технологические дырки. Проверили качество гидроизоляции вакуумным насосом (разрежение не падает), ставим все эти дела на место и закручиваем. Все! Карлсоны готовы:
Далее возник вопрос, как подключить карлсоны в бортовую сеть. Рассмотрели все известные способы, был выбран самый сложный и лучший. Т.е., используя датчик температуры охлаждающей жидкости для двигателей, оснащённых (ЭСУД). Датчик тип 23.3828 М12/1.5 вставляется в отводящий патрубок рубашки охлаждения:
Ну и ШИМ-контроллер управления скоростью вентиляторами собственной разработки:
Про него чуть подробнее:
— микроконтроллерное управление;
— напряжение питания 8-24 В;
— ток потребления в дежурном режиме 20 мА;
— мягкий старт электромоторов вентилятора (ШИМ-управление), число оборотов вентиляторов зависит от температуры ОЖ;
— два независимых силовых канала управления вентиляторами 100 А (по два ключа IRFP054N на канал);
— температура включения контроллера регулируется с +80 до +110 о С с дискретностью 0,1 о С, контроль — красный светодиод, откалиброван цифровым термометром WT-1;
— график кривой нарастания оборотов вентилятора изменяется по необходимости: гипербола, парабола, линейно;
— целостность и работа каждой цепи вентиляторов контролируется зеленым светодиодом;
— отдельным переключателем на корпусе контроллера (3 положения) выбирается работа вентилятора: принудительно включен — автомат — выключен;
— через разъем DSUB-9 все управление и контроль дублируется в салоне.
Готовимся к инсталляции. Вентилятор, кабели, датчик, блок управления:
Инсталляция завершена, патрубки протянуты, просиликонены, залит антифриз. Вентиляторы установлены на штатное место и подключены к ШИМ контроллеру:
Датчик температуры установлен в верхний патрубок на выходе из мотора:
ШИМ-контроллер прикручен на свое постоянное место, его силовой разъем подключен. Установлен также защитный пакет предохранителей вентиляторов на 25 А, 4 шт.:
Общий вид слева и справа:
Испытания ШИМ-контроллера, настройка температуры срабатывания и калибровка ранее уже проводились и выставлены следующие параметры:
— температура включения контроллера +90 о С (включение генерации ШИМ сигнала);
— температурное окно-пауза +1. +1.5 о С;
— температура включения вентиляторов +91,5 о С;
— кривая нарастания оборотов — линейно;
— максимальные обороты электромоторов достигаются при +93,8 о С.
Проведено испытание при температуре воздуха +45 о С. Перед гаражом стоим под открытым солнцем, XX обороты 20 мин. В движении вокруг гаражей 1 передача 2000-2500 об/мин 15 мин с целью выяснения:
— эффективности и стабильности работы системы в целом;
— проверки скорости обратной связи (реагирование на колебания температуры) по цепочке Мотор-ОЖ-ДТ-Контроллер-Вентиляторы-Радиатор-ОЖ-Мотор-ДТ.
В результате получен превосходный результат: мгновенная реакция, сдвоенные вентиляторы на ХХ раскручивались на 20-25%, в движении на 30-35% оборотов. Температура ОЖ удерживалась в диапазоне от + 91 до +93 о С.
Система рассчитывается на последующую установку кондиционера.
После необходимой доработки контроллера предполагается, что вентиляторы будут, раскручивается в движении не более чем на 60-65% от своей производительности.
Наблюдение:
1) На ХХ оборотах мотор греется-остывает быстрее и чаще, чем при движении.
2) Температура ОЖ +91 о С, вентилятор выключен, останавливаем мотор и через 10-15 сек. из недр двигателя поднимается тепло к ДТ, который определяет температуру как +94. +95 о С, после чего вентилятор крутится на максимальных оборотах 5 минут потом 3 на средних и 1 минуту на малых. Датчик температуры в районе 4 цилиндра показывает около +93 о С.
Вывод:
При работающем моторе температура ОЖ (зависит от ее свойств и качества) ниже, чем температура двигателя, на 1-2 о С.
Следствие:
Необходимо смещение диапазона графика работы системы на 2 градуса ниже, что и было сделано.
Заключение:
Таким образом, имеем законченное устройство (прототипы которого можно обнаружить в сети), которое способно удерживать температуру мотора с точностью +-1 о С, и предотвращать такие нежелательные режимы при работе мотора, как термоудары, так и перенагрузку на бортсеть и высокие пусковые токи электромоторов, что не увеличивает ресурс последних.
На текущий момент проехали 200 км. Отклонений от заданных параметров нет.
От Ведущего FAQ. Обращаю внимание, что в бортовой сети автомобиля по ГОСТу могут быть выбросы до 160 В. Наблюдались иголки и до 600 В. Вот что писал 01.11.2000 на автору Витим по поводу другой схемы, но.
"Рано или поздно её "вышибет" очередная импульсная помеха от которой я не вижу защиты. Чисто теоретически выброс полярностей может достигать 160 вольт при длительности 1- 2 мс. На исправном автомобиле. На практике, все гораздо хуже. До 600 вольт и t — 0,1 с. Именно с этим я столкнулся в 1990 — 1992 г. , как руководитель кооператива выпускающий регуляторы плавного хода стеклоочистителей (от 0 до 3 мин задержки). Через 3 месяца, после начала продаж пошёл массовый возврат продукции из-за пробоя тиристоров".
При подключении контроллера необходимо принять меры для предотвращения выхода его из строя из-за этих выбросов. Для питания ШИМ-контроллера это сделать несложно, но защитить выходные ключи IRFP054N — проблематично.
Источник
Введение
Компактные электрические вентиляторы, благодаря невысокой цене, используются для охлаждения оборудования уже больше полувека. Тем не менее только в последние годы технологии управления вентиляторами стали значительно развиваться. В этой статье описано как и почему это развитие имело место быть и предложены некоторые полезные решения для разработчиков.
Тепловыделение и охлаждение
Один из трендов электроники — это создание компактных устройств, обладающих богатой функциональностью. Поэтому большинство электронных компонентов приобретают все меньшие размеры. Один из очевидных примеров — современные ноутбуки. Толщина и вес ноутбуков значительно уменьшается, но потребляемая мощность остается прежней или увеличивается. Другой пример — проекционные системы и телевизионные ресиверы.
В ноутбуках большая часть тепла выделяется процессором, в проекторе — источником света. Это тепло необходимо бесшумно и эффективно удалять из системы. Самый тихий способ избавления от тепла — это использование пассивных охлаждающих компонентов, таких как радиаторы или тепловые трубки. Однако для многих популярных пользовательских устройств такой способ неэффективен и дорог.
Другой способ удаления тепла — это активное охлаждение с использованием вентиляторов, создающих поток воздуха вокруг нагревающихся компонентов. Однако вентилятор являются источником шума и, кроме того, увеличивает суммарное энергопотребление устройства, что может быть критично при питании от аккумулятора. Также добавление вентилятора увеличивает количество механических компонентов в системе, что отрицательно сказывается на надежности изделия.
Контроль скорости вращения вентилятора позволяет уменьшить описанные недостатки. Поскольку запуск вентилятора на меньших оборотах снижает шум и энергопотребление и увеличивает срок его службы.
Существует несколько типов вентиляторов и способов их контроля. Один из вариантов классификации вентиляторов может быть таким:
1. 2-х проводные вентиляторы
2. 3-х проводные вентиляторы
3. 4-х проводные вентиляторы
Методы управления вентиляторами, обсуждаемые в этой статье, такие:
1. управление отсутствует
2. on/ff управление
3. линейное управление
4. низкочастотная широтно-импульсная модуляция (ШИМ, PWM)
5. высокочастотное управление
Типы вентиляторов
2-х проводные вентиляторы имеют только выводы питания — плюс и земля. В 3-х проводных вентиляторах добавляется тахометрический выход. На этом выходе присутствует сигнал, частота которого пропорциональна скорости вращения вентилятора. 4-х проводные вентиляторы, помимо выводов питания и тахометрического выхода, имеют вход управления. На этот вход подается ШИМ сигнал и ширина импульса этого сигнала определяет скорость вращения вентилятора.
2-х проводными вентиляторами можно управлять регулируя напряжение питания или скважность ШИМ сигнала. Однако без тахометрического сигнала невозможно понять на сколько быстро вентилятор вращается. Такая форма управления скоростью вращения вентилятора называется открытым контуром (open-loop).
3-х проводными вентиляторами можно управлять аналогичным образом, но в этом случае у нас есть обратная связь. Можно анализировать тахосигнал и устанавливать требуемую скорость. Такая форма управления называется закрытым контуром (closed-loop).
Если управлять вентилятором регулируя напряжение питания, тахосигнал будет иметь форму меандра. И в этом случае тахосигнал будет всегда валидным, пока на вентиляторе есть напряжение. Такой сигнал показан на рисунке 1 (ideal tach).
При управлении вентилятором с помощью ШИМ — ситуация сложнее. Тахометрический выход вентилятора обычно представляет собой открытый коллектор. Поэтому тахосигнал будет валидным только при наличии напряжения на вентиляторе (on фаза ШИМ сигнала), а при отсутствии (off фаза) он будет подтягиваться к высокому логическому уровню. Таким образом тахосигнал становится «порубленным» управляющим ШИМ сигналом и по нему уже нельзя достоверно определять скорость вращения. Этот сигнал показан на рисунке 1 (tach).
Рисунок 1. Идеальный тахосигнал и тахосигнал при внешнем ШИМ управлении.
Для решения данной проблемы, необходимо периодически включать вентилятор на такой отрезок времени, который позволит получить несколько достоверных циклов тахосигнала. Такой подход реализован в некоторых контроллерах фирмы Analog Device, например в ADM1031 и ADT7460.
4-х проводные вентиляторы имеют ШИМ вход, который управляет коммутацией обмоток вентилятора к плюсовой шине источника питания. Такая схема управления не портит тахосигнал, в отличии от стандартной, где используется внешний ключ и коммутируется отрицательная шина. Переключение обмоток вентилятора создает коммутационный шум. Чтобы «сдвинуть» этот шум за пределы звукового диапазона частоту ШИМ сигнала обычно выбирают больше 20 кГц.
Еще одно преимущество 4-х проводных вентиляторов — это возможность задания низкой скорости вращения — до 10% от максимальной скорости. На рисунке 2 показана разница между 3-х и 4-х проводными вентиляторами.
Рисунок 2. 3-х и 4-х проводные вентиляторы
Управление вентилятором
Управление отсутствует
Простейший метод управления вентилятором — отсутствие какого-либо управления вообще. Вентилятор просто запускается на максимальной скорости и работает все время. Преимущества такого управления — гарантированное стабильное охлаждение и очень простые внешние цепи. Недостатки — уменьшение срока службы вентилятора, максимальное энергопотребление, даже когда охлаждение не требуется, и непрерывный шум.
On/off управление
Следующий простейший метод управления — термостатический или on/off. В этом случае вентилятор включается только тогда, когда требуется охлаждение. Условие включения вентилятора устанавливает пользователь, обычно это какое-то пороговое значение температуры.
Подходящий датчик для on/off управления — это ADM1032. Он имеет выход THERM, который управляется внутренним компаратором. В нормальном состоянии на этом выходе высокий логический уровень, а при превышении порогового температурного значения он переключается на низкий. На рисунке 3 показан пример цепи с использованием ADM1032.
Рисунок 3. Пример on/off управления
Недостаток on/off контроля — это его ограниченность. При включении вентилятора, он запускается на максимальной скорости вращения и создает шум. При выключении он полностью останавливается и шум тоже прекращается. Это очень заметно на слух, поэтому с точки зрения комфорта такой способ управления далеко не оптимальный.
Линейное управление
При линейном управлении скорость вращения вентилятора изменяется за счет изменения напряжения питания. Для получения низких оборотов напряжение уменьшается, для получения высоких увеличивается. Конечно, есть определенные границы изменения напряжения питания.
Рассмотрим, например, вентилятор на 12 вольт. Для запуска ему требуется не меньше 7 В и при этом напряжении он, вероятно, будет вращаться с половинной скоростью от своего максимального значения. Когда вентилятор запущен, для поддержания вращения требуется уже меньшее напряжение. Чтобы замедлить вентилятор, мы можем понижать напряжение питание, но до определенного предела, допустим, до 4-х вольт, после чего вентилятор остановится. Эти значения будут отличаться в зависимости от производителя, модели вентилятора и конкретного экземпляра.
5-и вольтовые вентиляторы позволяют регулировать скорость вращения в еще меньшем диапазоне, поскольку их стартовое напряжение близко к 5 В. Это принципиальный недостаток данного метода.
Линейное управление вентилятором можно реализовать на микросхеме ADM1028. Она имеет управляющий аналоговый выход, интерфейс для подключения диодного температурного датчика, который обычно используется в процессорах и ПЛИС, и работает от напряжения 3 — 5.5 В. На рисунке 4 показан пример схемы для реализации линейного управления. Микросхема ADM1028 подключается ко входу DAC.
Рисунок 4. Схема для реализации линейного управления 12-и вольтового вентилятора
Линейный метод управления тише, чем предыдущие. Однако, как вы могли заметить, он обеспечивает маленький диапазон регулировки скорости вращения вентилятора. 12-и вольтовые вентиляторы при напряжении питания от 7 до 12 В, позволяют устанавливать скорость вращения от 1/2 от максимума до максимальной. 5-и вольтовые вентиляторы при запуске от 3,5 — 4 В, вращаются практически с максимальной скоростью и диапазон регулирования у них еще меньше. Кроме того, линейный метод регулирования не оптимален с точки зрения энергопотребления, потому что снижение напряжения питания вентилятора выполняется за счет рассеяния мощности на транзисторе (смотри рисунок 4). И последний недостаток — относительная дороговизна схемы управления.
ШИМ управление
Наиболее популярный метод управления скоростью вращения вентилятора — это ШИМ управление. При таком методе управления вентилятор подключается к минусой шине питания через ключ, а на управляющий вход ключа подается ШИМ сигнал. В данном случае к вентилятору всегда приложено либо нулевое, либо рабочее напряжение питания и не возникает таких энергопотерь, как при линейном методе управления. На рисунке 5 показана типовая схема реализующая ШИМ управление.
Рисунок 5. ШИМ управление.
Преимущество данного метода управления — простота реализации, дешевизна, эффективность и широкий диапазон регулирования скорости вращения. Однако недостатки у этого метода тоже есть.
Один из недостатков ШИМ управления — это «порча» тахосигнала. Этот недостаток можно устранить, используя так называемую pulse stretching технику, то есть удлиняя импульс ШИМ сигнала на несколько периодов тахосигнала. Конечно, при этом скорость вращения вентилятора может немного увеличится. На рисунке 6 показан пример.
Рисунок 6. Удлинение импульса для получения информации о скорости вращения.
Другой недостаток ШИМ управления — это коммутационный шум. Во-первых коммутация индуктивной нагрузки вызывает появление помех в цепях питания, во-вторых может возникать акустический шум — пищание, жужжание. Электрические шумы подавляют фильтрами, а для борьбы с акустический шумом частоту ШИМ сигнала поднимают до 20 кГц.
Также стоит снова упомянуть о 4-х проводных вентиляторах, в которых схема управления уже встроена. В таких вентиляторах коммутируется плюсовая шина питания, что помогает избежать проблем с тахосигналом. Одна из микросхем, предназначенных для реализации ШИМ управления 4-х проводными вентиляторами, — это ADT7467. Условная схема приведена на рисунке 7.
Рисунок 7. Схема ШИМ управления 4-х проводным вентилятором
Заключение
Подводя итоги можно сказать, что наиболее предпочтительный метод управления вентилятором — это высокочастотное ШИМ управление, реализованное в 4-х проводных вентиляторах. При таком управлении отсутствует акустический шум, значительные энергопотери и проблемы с тахосигналом. Кроме того, он позволяет менять скорость вращения вентилятора в широком диапазоне. Схема ШИМ управления с коммутацией отрицательной шины обладает практически теми же достоинствами и является более дешевой, но портит тахосигнал.
Источник
Вентиляторы с датчиком температуры в Москве – 730 товаров
Отзывы 3 Терморегулятор Sardo ST-0618RS 2020 беспроводной с дистанционным управлением розетками для электрических обогревателей, котлов, теплых полов и вентиляторов Подробнее от 1 530 ₽ Тип управления: электронное, тип связи: беспроводной, способ монтажа: в розетку, максимальная температура: 70 °C, максимальная нагрузка: 3680 Вт, датчик теплого пола: в комплекте, ток комутации: 16 А, регулирование температуры теплого пола, регулирование температуры воз. данные с Яндекс Маркета
Отзывы 5 Система охлаждения для корпуса Arctic Cooling ARCTIC F9 TC Подробнее от 560 ₽ Назначение: для корпуса, диаметр вентилятора: 92, количество вентиляторов: 1, тип коннектора: 3-pin, цвет подсветки: отсутствует, тип подшипника: гидродинамический, максимальная скорость вращения: 1800 об/мин данные с Яндекс Маркета
Отзывы 2 Терморегулятор Sardo ST-600RSP 2.4ГГц программируемый беспроводной с дистанционным управлением розетками для электрических обогревателей, котлов, теплых полов и вентиляторов Подробнее от 1 794 ₽ Тип управления: электронное, тип связи: беспроводной, способ монтажа: в розетку, максимальная температура: 70 °C, максимальная нагрузка: 3680 Вт, датчик теплого пола: в комплекте, ток комутации: 16 А, программируемый, регулирование температуры теплого пола, регулировани. данные с Яндекс Маркета
Отзывы 35 Настольный вентилятор Electrolux ETF-107W Подробнее от 3 190 ₽ в 4 магазинах Тип: настольный, рабочий механизм: осевой, мощность: 35 Вт, питание: от сети, управление: механическое, диаметр лопастей: 13 см, уровень шума: 33 дБ данные с Яндекс Маркета
Отзывы 9 Настенный вентилятор Soler & Palau ARTIC-405 PM Подробнее от 6 708 ₽ в 4 магазинах Тип: настенный, рабочий механизм: осевой, мощность: 50 Вт, питание: от сети, управление: механическое, дополнительные функции: регулировка наклона, регулировка поворота, особенности: таймер, диаметр лопастей: 40 см, уровень шума: 55 дБ данные с Яндекс Маркета
Отзывы 1 Вентилятор для корпуса Gembird D12038BM-3 Подробнее от 420 ₽ в 7 магазинах Назначение: для корпуса, диаметр вентилятора: 120, максимальный уровень шума: 38.65 дБ, тип коннектора: 3-pin, тип подшипника: 2х качения, максимальная скорость вращения: 2500 об/мин данные с Яндекс Маркета
Отзывы 4 Портативный вентилятор Kitfort KT-404 Подробнее от 2 217 ₽ в 8 магазинах Тип: портативный, рабочий механизм: осевой, мощность: 5 Вт, питание: автономное, управление: механическое, дополнительные функции: регулировка наклона, диаметр лопастей: 14 см, уровень шума: 50 дБ данные с Яндекс Маркета
Отзывы 4 Напольный вентилятор Mystery MSF-2453 Подробнее от 1 329 ₽ Тип: напольный, рабочий механизм: осевой, мощность: 45 Вт, питание: от сети, дополнительные функции: регулировка наклона, регулировка поворота, регулировка высоты, особенности: таймер, пульт ДУ данные с Яндекс Маркета
Отзывы 0 Вентиляторный модуль Rem R-FAN-3T Подробнее от 6 750 ₽ в 13 магазинах Вентиляторный модуль, высота 1 U данные с Яндекс Маркета
Отзывы 3 Вытяжной вентилятор Soler & Palau DECOR 200 CH 20 Вт Подробнее от 5 200 ₽ в 18 магазинах рабочий механизм: осевой, обратный клапан, установочный диаметр: 120 мм, мощность: 20 Вт, воздухообмен: 185 м³/час данные с Яндекс Маркета
Отзывы 3 Вытяжной вентилятор VENTS 100 Квайт-СТАЙЛ 7.5 Вт Подробнее от 2 184 ₽ в 12 магазинах рабочий механизм: осевой, обратный клапан, установочный диаметр: 100 мм, мощность: 7.50 Вт, воздухообмен: 90 м³/час, материал передней панели: пластик данные с Яндекс Маркета
Отзывы 3 Система охлаждения для корпуса Titan TFD-С802512Z/TC/RB Подробнее от 349 ₽ в 17 магазинах Назначение: для корпуса, диаметр вентилятора: 80, количество вентиляторов: 1, максимальный уровень шума: 23 дБ, цвет подсветки: отсутствует, тип подшипника: скольжения, максимальная скорость вращения: 2500 об/мин данные с Яндекс Маркета
Отзывы 15 Напольный вентилятор Xiaomi Mijia DC Inverter Tower Fan Подробнее от 12 990 ₽ Тип: напольный, рабочий механизм: радиальный, мощность: 22 Вт, питание: от сети, дополнительные функции: регулировка поворота, уровень шума: 63 дБ данные с Яндекс Маркета
Отзывы 0 Вентилятор для корпуса Gembird D9225HM-3 Подробнее от 115 ₽ в 22 магазинах Назначение: для корпуса, диаметр вентилятора: 92, максимальный уровень шума: 29.80 дБ, тип коннектора: 3-pin, тип подшипника: гидродинамический, максимальная скорость вращения: 2500 об/мин данные с Яндекс Маркета
Отзывы 0 Вентилятор PSF 1140 напольный (Белый) Подробнее от 2 790 ₽ Тип: напольный, мощность: 55 Вт, питание: от сети, управление: механическое, дополнительные функции: регулировка поворота, диаметр лопастей: 400 см данные с Яндекс Маркета
Отзывы 58 Система охлаждения для корпуса Deepcool GS120 Подробнее от 518 ₽ в 22 магазинах Назначение: для корпуса, диаметр вентилятора: 120, количество вентиляторов: 1, максимальный уровень шума: 32.40 дБ, тип коннектора: 4-pin PWM, цвет подсветки: отсутствует, тип подшипника: гидродинамический, максимальная скорость вращения: 1800 об/мин данные с Яндекс Маркета
Отзывы 2 Вытяжной вентилятор Soler & Palau DECOR 100 CH 13 Вт Подробнее от 4 110 ₽ в 19 магазинах Рабочий механизм: осевой, обратный клапан, установочный диаметр: 100 мм, мощность: 13 Вт, воздухообмен: 95 м³/час, материал передней панели: пластик данные с Яндекс Маркета
Отзывы 0 Вентилятор RGB 12R6 Подробнее от 552 ₽ Вентилятор 12 см RGB. Разъем питания-управления 6-pin Предназначен для использования с внешним контроллером Ginzzu CRC10 данные с Яндекс Маркета
Отзывы 0 Вытяжной вентилятор DiCiTi STANDARD 4HT 16 Вт Подробнее от 2 860 ₽ в 6 магазинах рабочий механизм: осевой, установочный диаметр: 100 мм, мощность: 16 Вт, воздухообмен: 100 м³/час, материал передней панели: пластик данные с Яндекс Маркета
Отзывы 2 Напольный вентилятор Polaris PSF 4040RC Подробнее от 4 500 ₽ Тип: напольный, рабочий механизм: осевой, мощность: 55 Вт, питание: от сети, управление: электронное, дополнительные функции: регулировка наклона, регулировка поворота, регулировка высоты, особенности: таймер, дисплей, пульт ДУ данные с Яндекс Маркета
Отзывы 1 Напольный вентилятор TDM ЕLECTRIC Тайфун ВП-02 Подробнее от 1 228 ₽ Тип: напольный, рабочий механизм: осевой, мощность: 35 Вт, питание: от сети, управление: механическое, дополнительные функции: регулировка наклона, регулировка поворота, регулировка высоты, диаметр лопастей: 40 см данные с Яндекс Маркета
Отзывы 5 Настольный вентилятор Polaris PCF 15W Подробнее от 1 235 ₽ в 2 магазинах Тип: настольный, рабочий механизм: осевой, мощность: 15 Вт, питание: от сети, управление: механическое, дополнительные функции: регулировка наклона, регулировка поворота, диаметр лопастей: 15 см данные с Яндекс Маркета
Отзывы 10 Напольный вентилятор Xiaomi Smartmi Dc Inverter Floor Fan 2 Подробнее от 9 990 ₽ Тип: напольный, рабочий механизм: осевой, мощность: 20 Вт, питание: от сети, управление: электронное, дополнительные функции: регулировка поворота данные с Яндекс Маркета
Отзывы 0 Вентиляторный модуль Rem R-FAN-2T Подробнее от 4 969 ₽ в 14 магазинах Вентиляторный модуль данные с Яндекс Маркета
Категория вентиляторы с датчиком температуры для города Москва содержит 730 товаров, которые продаются в 73 магазина по цене от 65 руб. до 67100 руб.
Вентиляторы с датчиком температуры в Москве купить недорого в интернет магазине с доставкой | 40NOG
Источник
Вентилятор с обратной связью
О преимуществе электровентиляторов, а тем более сдвоенных, рассказывать не стоит, так как толку от них больше во всех отношениях.
Были приобретены сдвоенные вентиляторы WALEE-95 21214-1300024 с моторами 1308008. Принесли домой, подключили к блоку питания, смотрим на амперметр ток потребления: 20 А/14 В! И это в тепличных домашних условиях. Дуют при этом неслабо.
Разобрали электромоторы, полностью их осмотрели — ничего подозрительного. Так как заранее предполагалась гидроизоляция электромоторов, промазали сначала силиконом торцы корпуса в местах прилегания крышек, вставили 4 болта и без усилия притянули крышки. Электромоторы без вентилятора подключили к блоку питания, и по минимальному показанию амперметра стали последовательно подтягивать гайки крепления крышек, при этом добиваясь максимальных оборотов электромотора.
При наилучшем уровне затяжки гаек ток потребления составил 3 А/14 В. И так же еще один раз с другим электромотором.
Далее установили электромотор в раму и насадили крыльчатку, подключили питание, и чудо — ток потребления 12 А/14 В, то есть минус 8 А! Дуть при этом стали еще лучше. Так что выводы делайте сами.
Вновь разобрали электромотор и сделали полную гидроизоляцию корпуса, покрыв акриловой мастикой все отверстия и технологические дырки. Проверили качество гидроизоляции вакуумным насосом (разрежение не падает), ставим все эти дела на место и закручиваем. Все! Карлсоны готовы:
Далее возник вопрос, как подключить карлсоны в бортовую сеть. Рассмотрели все известные способы, был выбран самый сложный и лучший. Т.е., используя датчик температуры охлаждающей жидкости для двигателей, оснащённых (ЭСУД). Датчик тип 23.3828 М12/1.5 вставляется в отводящий патрубок рубашки охлаждения:
Ну и ШИМ-контроллер управления скоростью вентиляторами собственной разработки:
Про него чуть подробнее:
— микроконтроллерное управление;
— напряжение питания 8-24 В;
— ток потребления в дежурном режиме 20 мА;
— мягкий старт электромоторов вентилятора (ШИМ-управление), число оборотов вентиляторов зависит от температуры ОЖ;
— два независимых силовых канала управления вентиляторами 100 А (по два ключа IRFP054N на канал);
— температура включения контроллера регулируется с +80 до +110 о С с дискретностью 0,1 о С, контроль — красный светодиод, откалиброван цифровым термометром WT-1;
— график кривой нарастания оборотов вентилятора изменяется по необходимости: гипербола, парабола, линейно;
— целостность и работа каждой цепи вентиляторов контролируется зеленым светодиодом;
— отдельным переключателем на корпусе контроллера (3 положения) выбирается работа вентилятора: принудительно включен — автомат — выключен;
— через разъем DSUB-9 все управление и контроль дублируется в салоне.
Готовимся к инсталляции. Вентилятор, кабели, датчик, блок управления:
Инсталляция завершена, патрубки протянуты, просиликонены, залит антифриз. Вентиляторы установлены на штатное место и подключены к ШИМ контроллеру:
Датчик температуры установлен в верхний патрубок на выходе из мотора:
ШИМ-контроллер прикручен на свое постоянное место, его силовой разъем подключен. Установлен также защитный пакет предохранителей вентиляторов на 25 А, 4 шт.:
Общий вид слева и справа:
Испытания ШИМ-контроллера, настройка температуры срабатывания и калибровка ранее уже проводились и выставлены следующие параметры:
— температура включения контроллера +90 о С (включение генерации ШИМ сигнала);
— температурное окно-пауза +1. +1.5 о С;
— температура включения вентиляторов +91,5 о С;
— кривая нарастания оборотов — линейно;
— максимальные обороты электромоторов достигаются при +93,8 о С.
Проведено испытание при температуре воздуха +45 о С. Перед гаражом стоим под открытым солнцем, XX обороты 20 мин. В движении вокруг гаражей 1 передача 2000-2500 об/мин 15 мин с целью выяснения:
— эффективности и стабильности работы системы в целом;
— проверки скорости обратной связи (реагирование на колебания температуры) по цепочке Мотор-ОЖ-ДТ-Контроллер-Вентиляторы-Радиатор-ОЖ-Мотор-ДТ.
В результате получен превосходный результат: мгновенная реакция, сдвоенные вентиляторы на ХХ раскручивались на 20-25%, в движении на 30-35% оборотов. Температура ОЖ удерживалась в диапазоне от + 91 до +93 о С.
Система рассчитывается на последующую установку кондиционера.
После необходимой доработки контроллера предполагается, что вентиляторы будут, раскручивается в движении не более чем на 60-65% от своей производительности.
Наблюдение:
1) На ХХ оборотах мотор греется-остывает быстрее и чаще, чем при движении.
2) Температура ОЖ +91 о С, вентилятор выключен, останавливаем мотор и через 10-15 сек. из недр двигателя поднимается тепло к ДТ, который определяет температуру как +94. +95 о С, после чего вентилятор крутится на максимальных оборотах 5 минут потом 3 на средних и 1 минуту на малых. Датчик температуры в районе 4 цилиндра показывает около +93 о С.
Вывод:
При работающем моторе температура ОЖ (зависит от ее свойств и качества) ниже, чем температура двигателя, на 1-2 о С.
Следствие:
Необходимо смещение диапазона графика работы системы на 2 градуса ниже, что и было сделано.
Заключение:
Таким образом, имеем законченное устройство (прототипы которого можно обнаружить в сети), которое способно удерживать температуру мотора с точностью +-1 о С, и предотвращать такие нежелательные режимы при работе мотора, как термоудары, так и перенагрузку на бортсеть и высокие пусковые токи электромоторов, что не увеличивает ресурс последних.
На текущий момент проехали 200 км. Отклонений от заданных параметров нет.
От Ведущего FAQ. Обращаю внимание, что в бортовой сети автомобиля по ГОСТу могут быть выбросы до 160 В. Наблюдались иголки и до 600 В. Вот что писал 01.11.2000 на автору Витим по поводу другой схемы, но.
"Рано или поздно её "вышибет" очередная импульсная помеха от которой я не вижу защиты. Чисто теоретически выброс полярностей может достигать 160 вольт при длительности 1- 2 мс. На исправном автомобиле. На практике, все гораздо хуже. До 600 вольт и t — 0,1 с. Именно с этим я столкнулся в 1990 — 1992 г. , как руководитель кооператива выпускающий регуляторы плавного хода стеклоочистителей (от 0 до 3 мин задержки). Через 3 месяца, после начала продаж пошёл массовый возврат продукции из-за пробоя тиристоров".
При подключении контроллера необходимо принять меры для предотвращения выхода его из строя из-за этих выбросов. Для питания ШИМ-контроллера это сделать несложно, но защитить выходные ключи IRFP054N — проблематично.
Источник