Нагнетательный вентилятор что это



нагнетательный вентилятор

ВЕНТИЛЯТОР — (Ventilator) механизм, служащий для перемещения воздуха. В. бывают крыльчатые (винтовые) и центробежные. Вентилятор потолочный крыльчатый. Вентилятор центробежный. Винтовые В. сообщают воздуху довольно энергичное движение, но создают… … Морской словарь

радиальный вентилятор — Вентилятор, у которого направление меридиональной скорости потока газа на входе в рабочее колесо параллельно, а на выходе из рабочего колеса перпендикулярно оси его вращения. Примечание. В зависимости от конструкции рабочего колеса вентиляторы… … Справочник технического переводчика

радиальный вентилятор — Вентилятор, у которого направление меридиональной скорости потока газа на входе в рабочее колесо параллельно, а на выходе из рабочего колеса перпендикулярно оси его вращения. Примечание. В зависимости от конструкции рабочего колеса вентиляторы… … Справочник технического переводчика

ВИНДЗЕЙЛЬ — (голл.). Рукав, по которому проходит свежий воздух во внутренность корабля. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВИНДЗЕЙЛЬ вентилятор на судах, очищающий воздух в трюме и др. помещениях; состоит из… … Словарь иностранных слов русского языка

Электрическая вентиляция* — представляет применение Э. вентиляторов для различных целей искусственного механического обмена воздуха помещений жилых зданий, заводов, фабрик, мастерских, кают, пароходов, кочегарок или котельных отделений судов и проч. Э. вентиляция… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Электрическая вентиляция — представляет применение Э. вентиляторов для различных целей искусственного механического обмена воздуха помещений жилых зданий, заводов, фабрик, мастерских, кают, пароходов, кочегарок или котельных отделений судов и проч. Э. вентиляция… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Мышонок — Мышонок … Энциклопедия техники

Сверхтяжелый танк «Маус» — Maus (первый вариант) Классификация сверхтяжёлый танк Боевая масса, т 188 Компоновочная схема отделение управления спереди … Википедия

источник защитного газа — protective gas supply Компрессор, нагнетательный вентилятор или баллон со сжатым газом, обеспечивающий подачу защитного газа под избыточным давлением. Источник защитного газа содержит входные и выходные трубопроводы, регуляторы давления, клапаны … Электротехнический словарь

источник защитного газа — Компрессор, нагнетательный вентилятор или баллон со сжатым газом, обеспечивающий подачу защитного газа под избыточным давлением. Источник защитного газа содержит входные и выходные трубопроводы, регуляторы давления, клапаны, кроме компонентов… … Справочник технического переводчика

Источник

Экология СПРАВОЧНИК

Нагнетательные воздуховоды 5 имеют треугольное сечение, что улучшает аэродинамику камер. Сопла 6 воздуховодов выполнены из листовой стали, предохраненной от коррозии. Калорифер 3 из ребристых чугунных труб размещен на продольных боковых стенках камеры. Электродвигатели 1 присоединены к валам вентиляторов посредством эластичных муфт. В камере установлены кон-сольно два вентилятора 2 перед каждым нагнетательным воздуховодом.[ . ]

Вентиляторы по конструкции разделяются на центробежные, пластинчатые, диаметральные и осевые. Основными конструктивными элементами вентиляторов являются рабочее колесо и кожух. Рабочее колесо, приводимое во вращение двигателем, обеспечивает повышение давления перемещаемого вентилятором воздушного потока. Кожух вентилятора обеспечивает организацию перемещаемого воздушного потока; в кожухе имеются всасывающее и нагнетательное отверстия.[ . ]

Нагнетательный вентилятор подает воздух в зону перегрузки компоста с одного конвейера на другой. Зона перегрузки находится внутри закрытой камеры.[ . ]

Над вентилятором в воздуховоде установлена реверсивная коробка 4 с перекидной заслонкой. При повороте заслонки воздух выходит из другого ряда сопел нагнетательного канала и движение его изменяется на противоположное (реверсируется).[ . ]

Установка включает в себя вентиляторы-раз-рыватели, всасывающие трубы с приемными устройствами (подвод) и нагнетательную трубу (отвод). Установка удаления отходов размещается и крепится в приямке под транспортером — лис-тоукладчиком. Возможен вариант ее размещения вне линии с приводной стороны в отдельном помещении.[ . ]

На стороне всасывания воздуха вентиляторами укладывают пять пакетов, а нагнетания — четыре. По высоте укладывают три пакета. К нагнетательному воздуху добавляют свежий атмосферный воздух через боковые разрывы в ограждающих стенках, чердак и разрыв в потолке установки. Для предотвращения циркуляции воздуха мимо пакетов установлены экраны.[ . ]

Вентиляторные градирни бывают с вытяжным и нагнетательным вентилятором. Последние строили только на коксохимических заводах, первые же получили самое широкое распространение за последнее время. Ороситель вентиляторной градирни может быть капельный или брызгальный (пленочные оросители применяют только при охлаждении чистой воды). При охлаждении недостаточно очищенной оборотной воды ороситель устраивают из водораспредели тельных трубопроводов и брызгалок, установленных отверстиями книзу.[ . ]

За последние годы в установках кондиционирования все больше применяют диаметральные вентиляторы, принципиальная схема которых показана на рис. 73. Рабочее колесо 1 имеет сплошные торцовые диски, в прорезях закрепляются длинные рабочие лопатки по всей ширине колеса. Кожух 2 диаметрального вентилятора значительно проще конструкции кожуха в центробежных вентиляторах. Во всасывающем отверстии кожуха рабочее колесо располагается таким образом, что наружу выступает практически половина размера колеса. По всей ширине колеса при его вращении лопатки во всасывающем отверстии забирают воздух и направляют его к центру, а далее воздух поступает от центра к противоположной части кожуха. На выходе из лопаток рабочего колеса воздух собирается в кожухе и направляется к нагнетательному отверстию вентилятора.[ . ]

Для выхода воздуха из помещения следует использовать створчатую конструкцию, образующую нагнетательный клапан (рис. 74). Она состоит из легких пластмассовых или алюминиевых створок, которые в естественном состоянии висят вертикально и приоткрываются наружу только при включении вентиляторов, то есть когда клапан испытывает небольшое давление воздушного потока. Створки крепятся таким образом, что не могут открываться внутрь, и это исключает попадание в хранилище дождя и ветра. Кроме того, такое решение позволяет выполнить и свето-защитныё требования, потому что даже при открытых створках свет в помещение попасть не может (рис. 75 и 76).[ . ]

Градирня содержит горизонтальный корпус 1 с воздухоподводящим раструбом 7, в котором установлен нагнетательный вентилятор 6, водораспределителем 8 с форсунками 9 в верхней части корпуса, оросителем 10, воздухораспределительным устройством 5 и водоуловителем 3, установленными в горизонтальном корпусе 1 по ходу движения воздуха после оросителя 10, воздухоотводящим раструбом 2 и резервуаром охлажденной воды 4 в нижней части корпуса с водоотводом.[ . ]

Основные узлы: резервуар, шестеренчатый редуктор, редукционный клапан, насос вихревой, распыливающее устройство, осевой вентилятор, дистанционное управление, всасывающая и нагнетательная коммуникации (32 распылителя по 16 с каждой стороны). Все механизмы устанавливаются на раме с прицепом для тяги трактора. Ходовая часть прицепа состоит из двух пневматических колес на жесткой оси с шинами.[ . ]

Производительность системы механической вентиляции с центробежным агрегатом определяют расчетным путем по результатам замеров давления (напора) внутри всасывающей или нагнетательной линий воздуховода непосредственно у вентилятора с помощью пневматической трубки, присоединенной к микроманометру.[ . ]

Резервуар сварен из листового железа, в верхней его части — горловина с фильтром для заливки рабочего раствора. На задней стенке вмонтирована винтовая мешалка для перемешивания раствора в резервуаре. Через резервуар проходят две трубы: одна из них — нагнетательной системы машины — предназначена для подачи жидкости к распыливающим устройствам; через вторую трубу проходит промежуточная карданная передача, служащая для передачи вращения на редуктор вентилятора и мешалку.[ . ]

Читайте также:  Реостат для вентилятора 220в леруа мерлен

Опрыскиватель полевой ОП-450 предназначен для малообъемного сплошного опрыскивания зерновых и технических культур. Агрегатируется с трактором МТЗ (кроме МТЗ-2). Обслуживает один тракторист. Основные узлы: рама, резервуар емкостью 450 л с гидравлической мешалкой, силовой агрегат, вихревой насос, вентилятор, распыливающая насадка, механизм поворота, дозатор, отсечной клапан, стабилизатор давления, всасывающая и нагнетательная коммуникации. Навешивается на стандартную трехточечную гидравлическую систему трактора и работает от вала отбора мощности. Распиливающее устройство поворачивается в зависимости от направления опрыскивания. Ширина захвата может колебаться в широких пределах — до 50 и и более.[ . ]

Для обслуживания отдельных небольших помещений или их групп удобны местные кондиционеры двухступенчатого испарительного охлаждения, осуществляемые на базе теплообменника косвенного испарительного охлаждения из алюминиевых накатных трубок (рис. 139). Воздух очищается в фильтре 1 и поступает к вентилятору 2, после нагнетательного отверстия которого делится на два потока — основной 3 и вспомогательный 6. Вспомогательный поток воздуха проходит внутри трубок теплообменника 14 косвенного испарительного охлаждения и обеспечивает испарительное охлаждение воды, стекающей по внутренним стенкам трубок. Основной поток воздуха проходит со стороны оребрения трубок теплообменника и отдает через их стенки тепло воде, охлаждаемой испарением. Рециркуляция воды в теплообменнике осуществляется при помощи насоса 4, который забирает воду из поддона 5 и подает ее на орошение через перфорированные трубки 15. Теплообменник косвенного испарительного охлаждения выполняет в совмещенных кондиционерах двухступенчатого испарительного охлаждения роль первой ступени.[ . ]

Количество воздуха и скорость его движения в активном (рабочем) пространстве охладителя в свою очередь зависят: в прудах — охладителях и брызгальных бассейнах — от направления и скорости ветра (в известной степени); в башенных градирнях— от силы тяги, создаваемой вытяжной башней; в вентиляторных градирнях — от действия нагнетательных или отсасывающих вентиляторов.[ . ]

ОПВ — опрыскиватель прицепной вентиляторный. Агрога-тируется с тракторами КД-35, КДП-35, МТЗ (всех модификаций), Т-28. В работе обслуживается одним трактористом. Основные узлы этого опрыскивателя состоят из сварной рамы с прицепом на двух пневматических колесах, резервуара с мешалкой, трехплунжерного одноступенчатого насоса, вентилятора с тремя диффз зорами, коммуникацией со всасывающей и нагнетательной магистралями и предохранительно-редукционным клапаном, механизма дистанционного управления, полевой штанги из пяти шарнирно соединенных секций. Емкость резервуара — 1200 л. Во время работы насос подает в штанги жидкость до 85 л/мин при 150 об/мин. Ширина захвата 15 м. Производительность до 3,5 га/час. Рабочая скорость 3—5 км/ час. Габариты: длина 4680 мм, ширина 13000 мм. высота 1230-1450 мм. Вес 85 кг. В резервуаре установлена механическая винтовая мешалка. Опрыскиватель может заправляться при помощи эжектора производительностью 180 — 200 л/мин. ОПВ выпускается «Львовсельмашем». Стоимость 700 руб.[ . ]

На рис. 140 представлена принципиальная схема кондиционера многоступенчатого испарительного охлаждения, в котором полезно используется тепловая энергия выбросного потока воздуха в теплообменнике из тепловых трубок (ТТ). Наружный воздух по воздухоприемнику 1 через теплообменник 2, состоящий из теплопередающих трубок 14, поступает к вентилятору 3. После нагнетательного отверстия вентилятора воздух делится на основной и вспомогательный потоки. Основной поток проходит со стороны оребрения теплообменника 9 косвенного испарительного охлаждения, а вспомогательный поток 8 проходит в трубках теплообменника и обеспечивает испарительное охлаждение воды, подаваемой насосом 6 через орошающее устройство 11.[ . ]

Общий внд ABO с горизонтальным расположением охлаждающих секций показан на рис. 3.32. Аппарат состоит из прямоугольного металлического каркаса с встроенным диффузором, в верхней части которого расположены охлаждающие секции из оребренных теплообменных труб, по которым протекает охлаждающая жидкость. В нижней части диффузора расположен вентилятор нагнетательного действия. Съем тепла с поверхности теплообменных труб, соединенных в охладительные секции, происходит нагнетаемым в диффузор воздухом при прохождении его через охлаждающие секции. Существенным преимуществом ABO перед трубчатыми теплообменниками является отсутствие потребности в охлаждающей воде. Вода используется только для увлажнения атмосферного воздуха в целях повышения охлаждающей способности аппаратов в периоды низкой влажности. Расход умягченной воды для этой цели составляет 1-2 м3/ч на один аппарат. Техническая характеристика ABO небольшой производительности (до 50 м3/ч), изготовляемых по ОСТ 26-02-2018-77, приведена в табл. 3.24.[ . ]

Технологические процессы некоторых предприятий, например, химических цехов, требуют стабильной температуры охлаждающей воды. В этих случаях на трубопроводах охлаждающей воды устанавливают термопары, воздействующие через специальное реле на масляный насос, подающий масло в гидромуфту. Это дает возможность автоматически регулировать частоту вращения вентиляторов и, следовательно, расход воздуха через градирню, поддерживая, таким образом, температуру охлаждающей воды на заданном уровне. Секционные вентиляторные градирни состоят из нескольких прямоугольных стандартных секций, в которые воздух входит с одной стороны или с двух сторон. Каждая секция оборудуется отсасывающим или нагнетательным вентилятором с лопастями диаметром до 10 м и электроприводом. Вентиляторы отсасывающего типа, которые устанавливают над оросителем, обеспечивают более равномерное распределение воздуха в оросителе и, находясь в зоне теплого воздуха, не обмерзают в зимнее время. Нагнетательные вентиляторы устанавливают на входном отверстии градирни у ее основания.[ . ]

Источник

Нагнетательный вентилятор: принцип действия и примеры моделей

С массовым развитием промышленности в мире в производственных помещениях остро встала проблема доставки газово-воздушной смеси. Отличным решением для такой проблемы стали воздуходувные вентиляторы. Они без вредного последствия для человека позволяют транспортировать необходимую смесь до места назначения.

Виды устройств

  1. Осевые (аксиальные);
  2. Диаметральные (тангенциальные);
  3. Центробежные (радиальные);
  4. Безлопастные.

Назначение и принцип действия нагнетательного вентилятора

Радиальные представляют собой роторы, на которые навешены специальные лопасти, вращающиеся с постоянной скоростью для привлечения воздуха внутрь помещения. Они служат для транспортировки воздушно-газовой смеси из заборника до места назначения. Это может быть плохо проветриваемое помещение или специальное оборудование, для работы которого требуется определенная газовая смесь.

Спиральный корпус состоит из специальных сплавов алюминия повышенной прочности. Особо крупные – имеют по два-три корпуса, для защиты от вибрации. Внутри стоят электрические двигатели с защитой от взрывов и защитой от искрообразования. Они приводят в работу лопасти вентилятора, которые тоже помещаются в специальный защитный кожух. Лопасти делаю в форме спирали для экономичного расхода электрической энергии.

При производстве к ним предъявляются определённые требования.

  • Рабочее колесо, используемое в системе, проходит тщательную балансировку.
  • Используемые детали в производстве колес должны быть жесткими и прочными.
  • Наивысшие показатели достигается, когда в колесе используют сварочное соединение между деталями. Однако, такой способ соединения используется только в том случае, когда у комплектующих идентичный срок износа. Наиболее оптимальный и распространённый вариант – это клепанные колеса, то есть части внутри колеса скреплены собой заклёпками. Это более трудоемкий вариант, чем предыдущий, но он отличается повышенной прочностью.

Чаще всего, при использовании радиальных вентиляторов наблюдается износ лопастей из-за тяжелой нагрузки на рабочие колеса: их производят из более прочного материала, чем диски. Соответственно, при износе лопаток, замену произвести проще при клепанном соединении, чем при сварочном. Именно поэтому этот способ наиболее распространён.

Нагнетательные работают по следующему принципу. Воздушно-газовая смесь с начальным значением давления попадает внутрь вентилятора на рабочее колесо через округлое отверстие. Перед смесью создается определённая разреженная атмосфера, которая притягивает ее. Далее, проходя по рабочем колесу, она меняет свое направление на радиальное и получает приращение в давление и скорости. Форма выходного отверстия имеет квадрат или квадрат. По сути своей, они нужны для создания ускорения воздушному потоку, проходящему через них.

Читайте также:  Ремонт канального вентилятора 315 мм

Их часто разделяют по принципу давления:

  1. низкого давления. Максимально возможное давление, которое они могут создать — 1 кПа.
  2. среднего давления могут создать максимальное значение давления 3 кПа. При этом лопасти представлены в двух вариантах: как по ходу движения колеса, так и против.
  3. высокого давления создают давление свыше 3 кПа.

Очень важный показатель – это производительность, то есть какое количество воздуха вентилятор может поставить в единицу времени в необходимое помещение. Она зависит от мощности, потребляемой системой, и длины лопастей, установленных на роторе.

Центробежные вентиляторы предназначены для перемещения воздушно-газовых смесей с определенной температурой (не выше 80º С). При этом такие смеси не должны содержать волокнистых или липких материалов, веществ, которые могут вызвать необратимые повреждения для лопастей системы, например, коррозийные. Для уменьшения уровня загрязнения перед ним ставят специальные фильтры – в зависимости от среды, где он используется.

Отдельно стоит рассмотреть вариант систем двустороннего всасывания. Он представляет собой односторонние модели, соединённые параллельно. Производительность у них соответственно в два раза выше. Предназначение таких вентиляторов — транспортировать воздушные и прочие неопасные составы с температурой, не превышающей 55º С в помещения.

При выборе стоит обратить внимание на следующие основные характеристики:

  1. Мощность;
  2. Частоту вращения;
  3. Массу;
  4. Тип и количество виброизолирующих элементов.

При этом нужно учитывать, что вышеперечисленные данные указаны без учета реальных условий.

Применение в промышленности

Центробежные нашли свое применение в промышленности.

  • В химической они используются для проветривания помещений и удаления вредных токсичных газовых отходов, которые возникают в ходе производства. Как правило, используются сразу два типа. Вытяжной вентилятор удаляет все вредные примеси вместе с воздухом из помещения, в то время как радиальный доставляет чистый воздух в помещение.
  • В различных торговых центрах или помещениях, где требуется вентиляция больших площадей они используются в комплексе с другими типами вентиляторов. Это так называемые вентиляционные системы.
  • В угледобывающей сфере они устанавливаются, как правило, на складах для сушки готовых материалов.
  • В рыбном производстве – не допустить кристаллизации льда и инея на пищевой продукции.
  • На автозаводах – в двигателе внутреннего сгорания для его охлаждения.

В некоторых промышленных областях применяются для обогрева помещений путем продувания воздуха через нагревательные элементы. Также нагнетательные вентиляторы нашли свое применение и в пожарной безопасности: мощные потоки воздуха способны погасить пламя.

Крупнейшими производителями вентиляторов являются такие компании как Hitachi, Mitsubishi Electric, Ametek, Вента, ВентМаш, Армада и множество других. На рынке представлено множество вариантов от разных производителей

Источник

Вентилятор охлаждения. Конструкция, типы устройства и ремонт

Так как работа двигателя внутреннего сгорания связана не только с высокими механическими нагрузками, но и с критически высокими температурами. Для поддержания рабочей температуры силового агрегата, чтобы он не вышел из строя из-за больших нагрузок, каждая модификация оснащается системой охлаждения. Существует воздушное и жидкостное охлаждение. Подробно об устройстве охлаждения мотора рассказывается в другом обзоре.

Чтобы отводить избыток тепла от мотора, в жидкостных системах охлаждения присутствует радиатор, а в некоторых моделях авто он не один. Рядом с этим элементом устанавливается вентилятор. Рассмотрим назначение данной детали, по какому принципу она работает, как она устроена, и что делать, если механизм вышел из строя в пути.

Что такое вентилятор радиатора автомобиля

Когда мотор работает, он выделяет большое количество тепла. Сам блок цилиндров классического ДВС устроен так, что в его стенках имеется полость, которая заполняется охлаждающей жидкостью (рубашка охлаждения). В устройство системы охлаждения входит водяной насос, который работает, пока вращается коленчатый вал. Он подсоединен к коленчатому валу через ремень ГРМ (подробно о нем читайте отдельно). Этот механизм создает циркуляцию рабочей жидкости в системе, благодаря чему с ее помощью отводится тепло от стенок двигателя.

Горячий тосол или антифриз идет от мотора к радиатору. Этот элемент выглядит в форме теплообменника с большим количеством тонких трубок и ребер охлаждения для увеличения контактной поверхности. Подробней об устройстве, разновидностях и принципе работы радиаторов рассказывается здесь.

От радиатора есть польза только когда автомобиль движется. В это время встречный поток прохладного воздуха обдувает поверхность радиатора, благодаря чему происходит теплообмен. Конечно, его эффективность зависит от температуры окружающей среды, но во время движения этот поток все равно намного прохладней, чем жидкость охлаждения ДВС.

Принцип работы охлаждения одновременно является его недостатком – максимальное охлаждение возможно только когда машина движется (холодный воздух должен пронизывать теплообменник). В городских условиях невозможно обеспечить постоянный процесс из-за светофоров и частых пробок в мегаполисах. Единственное решение данной проблемы – создать принудительное нагнетание воздуха на поверхность радиатора. Как раз эту функцию выполняет вентилятор.

Когда температура двигателя повышается, срабатывают датчики и включается обдув теплообменника. Если точнее, то лопасти настроены так, чтобы поток воздуха не подавался против его движения, а всасывался. Благодаря этому устройство способно усилить обдув радиатора даже во время движения авто, а когда транспорт стоит, в подкапотное пространство поступает свежий воздух, а не задействуется горячая среда возле мотора.

В старых автомобилях вентилятор жестко закреплялся на коленчатом валу, благодаря чему он имел постоянный привод. Если летом подобный процесс только на пользу силовому агрегату, то в зимний период чрезмерное охлаждение мотору не на пользу. Эта особенность постоянной работы устройства побудила инженеров разработать аналог, который работал бы исключительно в том случае, когда это требовалось бы.

Вентиляторы с термовыключателем

Подобные механизмы устанавливались на автомобили до изобретения электронного блока. Например, вентилятор охлаждения ВАЗ также снабжается термовыключателем. Это устройство отвечает за включение/отключение электродвигателя системы.

Принцип действия вентиляторов охлаждения данного типа состоит в следующем: сигнал подается с температурного датчика, который установлен в корпусе блока цилиндров на специальную шкалу, размещенную в салоне автомобиля. Этот показатель и реагирование термовыключателя на изменения температуры жидкости в радиаторе влияют на процедуру включения и выключении движка.

Если температура охладителя будет увеличена до максимума, внутри термовыключателя будут замкнуты контакты, подключенные к цепи питания системы. Затем будет подан ток на электродвигатель, который приведет крыльчатку вентилятора в режим вращения. Контакты будут размыкаться в случае понижения температуры до предельного минимума, что гарантирует выключение прибора.

Устройство и виды вентилятора

Несмотря на ключевое значение для системы охлаждения, данный механизм имеет довольно простое устройство. Независимо от модификаций, конструкция вентилятора будет состоять из трех элементов:

  • Кожуха, который является основой механизма, и устанавливается на сам радиатор. Особенность этого элемента в том, что его конструкция заставляет работать поток воздуха только в одном направлении – не рассеиваться при контакте с теплообменником, а проходить сквозь него. Такая конструкция кожуха позволяет более эффективно охлаждать радиатор;
  • Крыльчатки. Каждая лопасть немного смещена относительно оси, как и у любого вентилятора, но так, чтобы при их вращении воздух всасывался через теплообменник. Обычно этот элемент стоит из 4-х или более лопастей;
  • Привода.
Читайте также:  Производство вентиляторов йошкар ола

В зависимости от модели устройства привод может иметь разный тип. Существует три основные разновидности:

  • Механическая;
  • Гидромеханическая;
  • Электрическая.

Рассмотрим каждую модификацию отдельно.

Механический привод

Механический привод имеет простое устройство. По сути, такой тип вентиляторов имеет постоянное подключение. В зависимости от особенностей мотора он может соединяться с коленвалом через шкив или через ремень ГРМ. Запуск мотора сразу же приводит к работе крыльчатки, выполняется постоянный обдув теплообменника и силового агрегата.

Недостаток этого типа вентиляторов заключается в том, что он охлаждает радиатор, даже когда в этом нет необходимости. Например, при прогреве холодного мотора важно, чтобы агрегат вышел на рабочую температуру, а в зимний период это происходит дольше из-за слишком холодной жидкости. Любая неисправность такого механизма может серьезно сказываться на работе силового агрегата, так как часть крутящего момента используется и на вращательный элемент вентилятора.

Также подобная компоновка не позволяет увеличивать скорость вращения лопастей отдельно от работы мотора. По этим причинам такая модификация не используется в современных автомобилях.

Гидромеханический привод

Гидромеханический привод – более усовершенствованный вариант, который также работает от силового агрегата. Только в его конструкции есть несколько дополнительных элементов. В таком вентиляторе используется специальная муфта, которая имеет вязкостный или гидравлический тип срабатывания. Несмотря на различия, они имеют одинаковый принцип действия. В гидравлическом варианте вращение крыльчатки зависит от количества поступающего в него масла.

Вязкостная муфта обеспечивает запуск и остановку вентилятора за счет изменения температуры силиконового наполнителя (меняется его плотность). Так как подобные механизмы имеют сложную конструкцию, и движение лопастей зависит от рабочей жидкости, то они подобно механическому аналогу также крайне редко используются в современных машинах.

Электрический привод

Электрический привод – самый надежный и вместе с тем простой вариант, который используется во всех современных авто. В конструкции такого вентилятора имеется электродвигатель, приводящий в движение крыльчатку. Данный тип привода имеет электрический или электромагнитный принцип срабатывания. Вторая модификация чаще встречается в грузовиках. Электромагнитная муфта имеет следующее строение.

Электромагнит насажен на ступицу, которая соединяется с якорем электромотора через пластинчатую пружину, и способна вращаться. В спокойном состоянии электромагнит не работает. Но как только ОЖ достигает приблизительно 80-85 градусов, термодатчик замыкает контакты магнита. Он создает магнитное поле, благодаря чему притягивает к себе якорь электромотора. Этот элемент попадает в катушку, и активируется вращение лопастей. Но из-за сложности в конструкции такая схема не используется в легковом транспорте.

Использование электроники позволяет обеспечить несколько режимов работы устройства в зависимости от температуры охлаждающей жидкости и оборотов коленвала. Особенность такого привода в том, что его включение может происходить независимо от работы ДВС. Например, пока мотор прогревается, вентилятор не работает, а когда ОЖ достигает пиковой температуры, начинает вращаться крыльчатка.

Чтобы обеспечить систему охлаждения дополнительным потоком воздуха, в последнем случае достаточно прикрутить вентилятор на соответствующее место и соединить его с бортовой проводкой автомобиля. Так как подобная модификация используется в современных транспортных средствах, дальше мы рассмотрим принцип работы именно данного типа вентиляторов.

Виды систем охлаждения

По способу охлаждения рассматриваемые системы можно разделить на несколько видов. Это:

  • воздушная (открытого типа);
  • жидкостная (закрытого типа);
  • комбинированная.

В первом случае для выполнения функций применяется поток воздуха. Система жидкостного охлаждения отводит температуру от деталей посредством потока жидкости. Комбинированный тип предусматривает объединение перечисленных способов ее снижения.

Чаще всего на транспортных средствах устанавливается система закрытого типа. Это обусловлено тем, что она способна обеспечить эффективное и равномерное охлаждения частей силового агрегата. К тому же такая конструкция в процессе работы издает минимальный уровень шума. Поэтому, рассматривая данную тему, стоит больше внимания уделить именно жидкостной системе охлаждения.

Принцип работы вентилятора охлаждения ДВС

Чтобы при необходимости вентилятор срабатывал, он соединяется с еще одной системой, обеспечивающей мониторинг рабочей среды. В ее устройство в зависимости от модификации входит температурный датчик охлаждающей жидкости и реле вентилятора. Эта электрическая цепь соединена с электромотором вентилятора.

Работает такая простая система следующим образом. Датчик, установленный на входе в радиатор, фиксирует температуру ОЖ. Как только она поднимется до соответствующего значения, устройство посылает электрический сигнал на реле. В этот момент срабатывает электромагнитный контакт, и включается электрический мотор. Когда температура в магистрали падает, сигнал от датчика перестает поступать, и контакт реле размыкается – крыльчатка перестает вращаться.

В более продвинутых системах устанавливается два температурных сенсора. Один стоит на входе ОЖ в радиатор, а другой – на выходе. Вентилятор в этом случае включается самим блоком управления, который определяет этот момент по разнице в показателях между этими датчиками. Кроме этого параметра микропроцессор учитывает силу нажатия на педаль газа (или открытие дросселя), обороты ДВС и показания других датчиков.

В некоторых автомобилях для улучшения работы системы охлаждения используется два вентилятора. Наличие дополнительного вращающегося элемента позволяет ускорять охлаждение теплообменника за счет большего потока прохладного воздуха. Управление такой системой также осуществляется блоком управления. В этом случае в микропроцессоре срабатывает больше алгоритмов. Благодаря этому электроника может не только менять скорость вращения лопастей, но и отключать один из вентиляторов или оба.

Также многие автомобили оснащены системой, в которой вентилятор некоторое время продолжает работать после выключения ДВС. Это необходимо, чтобы после интенсивной работы горячий мотор продолжал некоторое время охлаждаться. Когда мотор глушится, охлаждающая жидкость перестает циркулировать по системе, из-за чего температура в агрегате резко подскакивает, а теплообмен не выполняется.

Такое происходит крайне редко, но если мотор работал при максимальной температуре, и был заглушен, тосол может начать вскипеть и образовать воздушную пробку. Во избежание подобной нагрузки в некоторых машинах вентилятор продолжает нагнетать воздух на блок цилиндров. Этот процесс называется свободный выбег вентилятора.

Электронное приводное устройство

На современные автомарки, оборудованы автоматическими системами контроля начали устанавливать электрический двигатель вентилятора охлаждения радиатора. Достоинством привода является независимое функционирование, легкость в настройке.

Управление вентилятором охлаждения двигателя осуществляется через температурные модули охлаждающей жидкости. По данным с датчиков блок управления вентилятором охлаждения двигателя корректирует скоростной режим крыльчатки, изменяя скорость вращения и период работы.

Питание на двигатель вентилятора поступает через электронные приборы автомобиля (аккумулятор, генератор).

Источник