Ebmpapst вентиляторы как разобрать
Ebmpapst вентиляторы как разобрать
Группа: Участники форума
Сообщений: 738
Регистрация: 23.7.2008
Из: гН.Новгород
Пользователь №: 20923
Эх посоны,
вы как в том анекдоте про пилу и сибирских мужиков.
Зачем вы EC двигателю приделали еще один частотник, прям анекдот он же там есть встроенный?
уж если силу то провели то слаботочный проводок то- нет?
По поводу конструкции — там насколько я видел, что то типа BLDC а не AC, поэтому маловероятно что оно будет работать от частотника.
ps мы подобные двигатели ставим на свои установки, ну если не пачками то достаточно много — главное чтобы в подшипники строительная пыль не попадала иначе все быстро кончается.
Сообщение отредактировал GYUR22 — 12.3.2018, 12:44
LordN
Просмотр профиля
Группа: Модераторы
Сообщений: 10074
Регистрация: 3.7.2004
Из: Томск
Пользователь №: 32
GYUR22
Просмотр профиля
Группа: Участники форума
Сообщений: 738
Регистрация: 23.7.2008
Из: гН.Новгород
Пользователь №: 20923
Конкретно R3G 450-RK56 -07 это самый EC вентилятор, его видно по конструкции — ребристые алюминиевая коробка для электроники ну и клеммник там тоже сложно перепутать.
зы AC вентиляторы — выглядят по другому и назваются тоже. Например R6E 450-RG01-01
Сообщение отредактировал GYUR22 — 12.3.2018, 14:35
Аспект
Просмотр профиля
Группа: Участники форума
Сообщений: 1518
Регистрация: 4.7.2010
Из: Украина, Донбасс — Киев
Пользователь №: 63496
Эх посоны,
вы как в том анекдоте про пилу и сибирских мужиков.
Зачем вы EC двигателю приделали еще один частотник, прям анекдот он же там есть встроенный?
уж если силу то провели то слаботочный проводок то- нет?
По поводу конструкции — там насколько я видел, что то типа BLDC а не AC, поэтому маловероятно что оно будет работать от частотника.
ps мы подобные двигатели ставим на свои установки, ну если не пачками то достаточно много — главное чтобы в подшипники строительная пыль не попадала иначе все быстро кончается.
На фото четко видно 50/60 Гц. Обычный асинхронный двигатель. Надо ограничить нагрузку вентилятора — кожухом, шибером или чем-то подобным. Включать такие вентиляторы вне воздуховода нельзя, двигатель перегружается. Проверьте клещами ток.
GYUR22
Просмотр профиля
Группа: Участники форума
Сообщений: 738
Регистрация: 23.7.2008
Из: гН.Новгород
Пользователь №: 20923
Где?
На фото топик стартера если лень искать вентилятор — прямо указан двигатель M3G112 это EC!!!
Сообщение отредактировал GYUR22 — 12.3.2018, 15:01
kosmos440o
Просмотр профиля
Группа: Участники форума
Сообщений: 2296
Регистрация: 30.9.2010
Из: Иркутск
Пользователь №: 74376
Эх посоны,
вы как в том анекдоте про пилу и сибирских мужиков.
Зачем вы EC двигателю приделали еще один частотник, прям анекдот он же там есть встроенный?
уж если силу то провели то слаботочный проводок то- нет?
По поводу конструкции — там насколько я видел, что то типа BLDC а не AC, поэтому маловероятно что оно будет работать от частотника.
ps мы подобные двигатели ставим на свои установки, ну если не пачками то достаточно много — главное чтобы в подшипники строительная пыль не попадала иначе все быстро кончается.
Плату мы сняли, на ней драйвер FP10R12W1T4, который имеет выходы UWV. Я перед работами предварительно проверил. Всё должно было запуститься. Тем более щас крутится потихоньку, пока просто очкуем полный ток давать.
Сообщение отредактировал kosmos440o — 12.3.2018, 16:14
Не все знают,что это такое ЕС.
Сообщение отредактировал Cabbage moths — 12.3.2018, 16:16
kosmos440o
Просмотр профиля
Группа: Участники форума
Сообщений: 2296
Регистрация: 30.9.2010
Из: Иркутск
Пользователь №: 74376
M3G112-GA согласно одной спецификации имеет питание 3х380 вольт, согласно другой 1×230 вольт/ Так что они походу там сами не знают, что выпускают.
Сообщение отредактировал kosmos440o — 12.3.2018, 16:15
kosmos440o
Просмотр профиля
Группа: Участники форума
Сообщений: 2296
Регистрация: 30.9.2010
Из: Иркутск
Пользователь №: 74376
Причём датчики холла на плате есть, так что версия с трёхфазным BLDC имеет место быть.
Спасибо за информацию, будем разбираться.
Аспект
Просмотр профиля
Группа: Участники форума
Сообщений: 1518
Регистрация: 4.7.2010
Из: Украина, Донбасс — Киев
Пользователь №: 63496
На фото значёк переменного тока, 3 фазный, 380 — 480 Вольт, частота 50/60 Герц.
Screenshot_6.jpg ( 41,81 килобайт ) Кол-во скачиваний: 13
GYUR22
Просмотр профиля
Группа: Участники форума
Сообщений: 738
Регистрация: 23.7.2008
Из: гН.Новгород
Пользователь №: 20923
kosmos440o
Просмотр профиля
Группа: Участники форума
Сообщений: 2296
Регистрация: 30.9.2010
Из: Иркутск
Пользователь №: 74376
Тут человек пишет, что от сети должно работать:
https://geektimes.ru/post/271136/
"Конструкция бесколлекторного двигателя схожа с конструкцией синхронного двигателя, если подключить бесколлекторный двигатель в трехфазную сеть переменного тока, удовлетворяющую электрическим параметрам двигателя, он будет работать"
При подготовке к монтажу я читал что-то подобное. Поэтому особо не парился.
У этих движков ещё температурный диапазон оказался -25/+60 С. Так что возможно нам не подходит.
Alexander_I
Просмотр профиля
Группа: Участники форума
Сообщений: 1124
Регистрация: 25.8.2010
Из: Одесса
Пользователь №: 69560
Lex
Просмотр профиля
Группа: Участники форума
Сообщений: 994
Регистрация: 1.7.2005
Из: Новосибирск
Пользователь №: 934
Вот кстати.
А Вы уже считали экономику?
Сколько стоят дополнительные частотники, сколько стоит Ваша работа по разбирательству и монтажу этого "колхоза",
снятие этих вентиляторов с гарантии и
прочие сопутствующие расходы ?
По сравнению с прокладкой кабелей управления (двухжилка малого сечения + монтаж) с кровли.
Кто оплачивает банкет?
Ну допустим все уже гипсокартоном зашили. Ну проложите короб маленький по плинтусу.
Какие еще неустранимые препятствия для прокладки?
Беспроводной канал управления кстати был бы дешевле внешних частотников
grenka
Просмотр профиля
Группа: Участники форума
Сообщений: 237
Регистрация: 21.11.2013
Пользователь №: 214012
На шильдике написано не питание двигателя, а питание платы, которая входит в состав двигателя. У меня такие моторы были и 1х230 и 3х380. Это просто силовое питание платы. Дальше есть варианты преобразования.
На 1х230 синхронник с рабочим (внешним) ротором с постоянным магнитом. 3х380 не разбирал, но не думаю, что будут отличия.
Сообщение отредактировал grenka — 13.3.2018, 18:56
sku-ter
Просмотр профиля
Группа: Участники форума
Сообщений: 76
Регистрация: 9.2.2011
Пользователь №: 93446
Andrew_2610
Просмотр профиля
Группа: Участники форума
Сообщений: 660
Регистрация: 29.7.2010
Пользователь №: 66483
Не надо Кулибина поминать как горе-изобретателя. Это был выдающийся инженер.
А большинство спрашивающих на форуме нигде не учились. Скоморохи деревенские.
Сообщение отредактировал Andrew_2610 — 16.3.2018, 9:10
grenka
Просмотр профиля
Группа: Участники форума
Сообщений: 237
Регистрация: 21.11.2013
Пользователь №: 214012
SSA
Просмотр профиля
Группа: Участники форума
Сообщений: 1693
Регистрация: 7.1.2008
Из: Оренбург
Пользователь №: 14241
kosmos440o
Просмотр профиля
Группа: Участники форума
Сообщений: 2296
Регистрация: 30.9.2010
Из: Иркутск
Пользователь №: 74376
Сообщение отредактировал kosmos440o — 19.3.2018, 14:31
GYUR22
Просмотр профиля
Группа: Участники форума
Сообщений: 738
Регистрация: 23.7.2008
Из: гН.Новгород
Пользователь №: 20923
grenka
Просмотр профиля
Группа: Участники форума
Сообщений: 237
Регистрация: 21.11.2013
Пользователь №: 214012
220/=24. 36. Оттуда запитать датчик давления. Но это бред.
Тут нужен не просто датчик давления, а преобразователь с контроллером в одном флаконе т.к. уставку ещё нужно ставить. Например такой http://www.vec-ing.ru/data/ukd.pdf и тогда можно просто поставить транс 380/24.
Включать-выключать можно подачей питания.
ИМХО самое простое — кинуть один кабель на крышу. Хоть витую пару.
SSA
Просмотр профиля
Группа: Участники форума
Сообщений: 1693
Регистрация: 7.1.2008
Из: Оренбург
Пользователь №: 14241
Вы документацию то на ЕС двигатели посмотрите. И посмотрите, как к нему подключается датчик давления.
Ну, или не беритесь не Ваше это.
Сообщение отредактировал SSA — 22.3.2018, 7:59
kosmos440o
Просмотр профиля
Группа: Участники форума
Сообщений: 2296
Регистрация: 30.9.2010
Из: Иркутск
Пользователь №: 74376
voltel
Просмотр профиля
Группа: New
Сообщений: 5
Регистрация: 13.7.2016
Пользователь №: 301173
kosmos440o
Просмотр профиля
Группа: Участники форума
Сообщений: 2296
Регистрация: 30.9.2010
Из: Иркутск
Пользователь №: 74376
Мне там вообще ЕС-двигатель не упёрся. И так гемора хватает, ещё шерстить ОВ-шный проект на эту тему. Мне-то задания, как Вы понимаете, никто не даёт. Берёшь проект ОВ и с ним работаешь. Нашёл отличие, нововведение, косяк — хорошо. Не нашёл — разбираются по месту. Поэтому там везде заложены были частотники. А таких движков всего 2 на проект, и это в первый раз. И об этом ОВ-шник меня не предупредил. В следующий раз попрошу снять такой движок, чтобы мне в офис привезли, и поиграюсь. Должно работать, надо просто разок проверить. Может какие-то нюансы есть, посмотрим.
Кабель управления 0-10 вольт на этой длине может и не работать нормально, слишком большое расстояние. Над спортзалом, чтобы было понятно.
Или поставить панельку с модбасом? Но пока наш наладчик до туда добрался, было уже поздно, отделка и монтажные работы по зданию закончены.
Источник
Ремонт вентиляторов Ebmpapst, гарантийный срок
Рейтинг:
Вентиляторы производимые немецким концерном Ebmpapst имеют очень высокое качество благодаря высокому качеству комплектующих и высокотехнологичному процессу их производства. Однако как и любое техническое устройство вентилятор ebmpapst может выйти из строя по целому ряду причин.
Основными причинами поломки являются:
- Выработка срока службы.
- Не правильная эксплуатация.
- Заводской брак.
Гарантийный срок работы вентиляторов ebmpapst составляет 12 месяцев. Срок службы вентиляторов с асинхронными двигателями (АС-двигатель) составляет 20000-25000 часов непрерывной работы, срок службы электронно-коммутируемых (ЕС-двигатель) вентиляторов составляет 40000 часов непрерывной работы. Это минимальный срок службы, на практике встречаются вентиляторы со сроком службы в разы больше.
К неправильной эксплуатации можно отнести множество факторов, влияющих на работу вентилятора. Это может быть вибрация, запыленность, влажность, перепады напряжения. Двигатели вентиляторов имеют высокий класс защиты от влаги и пыли, а так же защиту от перемены фаз, перепадов напряжения.
Заводской брак практически не встречается.
При наступлении гарантийного случая неисправный вентилятор подлежит замене на новый. В случае наступления не гарантийного случая многие клиенты обращаются в компании занимающиеся ремонтом электротехники. Нужно отметить, что концерн ebmpapst не продает запчасти для вентиляторов(крыльчатки, платы управления, двигатели и др.). Отчасти это связано с необходимостью последующей балансировки вентилятора, например, после «перемотки» двигателя. Если этого не сделать, то подшипники очень быстро придут в негодность.
Резюмируя все выше сказанное рекомендуем соблюдать условия эксплуатации рекомендованные производителем и вентилятор ebmpapst будет служить как минимум указанный срок службы. В случае самостоятельного ремонта нужно понимать, что это временная мера.
Источник
Как разобрать и смазать вентилятор системного блока
Для кулеров необходимо использовать инертную кремний-органику, то есть силиконовую смазку или смесь силикон + тефлон.
Самый оптимальный вариант – использовать силиконовую смазку от производителя. Она служит около 4-5 лет, а потом высыхает.
Фирменная смазка MX-4 в шприце
Если такой смазки в наличии нет, подойдёт Литол-24. Это тугоплавкая смазка, которая не боится нагрева.
Третий вариант – солидол. Принцип действий, тот же.
Синтетическое или полусинтетическое машинное масло при любой температуре создаёт поверхностную плёнку. В результате и шума меньше и износа почти нет. Обычно у автомобилистов в гараже есть остатки в канистрах. Но использовать её лучше всего вместе с Литолом-24.
WD-40, хорошо подойдёт для смазывания неразборных кулеров. Трубочку, присоединённую к баллончику удобно вводить в зазор между корпусом и крыльчаткой. Придерживайтесь следующих правил:
- Вводите трубочку как можно глубже, чтобы смазка (хотя бы частично) проникла в подшипники, а не распылилась бы вся в зазоре.
- При вводе через зазор между крыльчаткой и корпусом не прикладывайте больших усилий, чтобы не повредить детали.
- Если после указанной процедуры проблемы останутся (шум, «клин»), повторите процесс.
Разбираем компьютерный кулер
Как правило, компьютерные кулеры не отправляются в ремонт, поскольку они стоят относительно дешево и рациональнее будет прибегнуть к полной замене комплектующего. Чаще всего разборка необходима тогда, когда требуется смазать механизм для нормализации вращения ротора. Поэтому дальнейшие инструкции будут ориентированы именно под эту цель.
Сразу хочется отметить, что существуют процессорные кулеры, которые не разбираются. Вы поймете это при попытке добраться до самого механизма, столкнувшись с цельной пластиковой оболочкой. В таком случае смазывать вентилятор становится сложнее. Мы рекомендуем после получения доступа к вентилятору (далее мы расскажем о том, как это сделать) перевернуть его задней стороной и проделать в пластике точно по центру отверстие небольшого диаметра, куда можно было бы залить масло. Вы не нанесете вред составляющим устройства и выполните нужную процедуру.
Сейчас давайте приступим непосредственно к работе с разборными кулерами.
При надобности снимите основную вертушку с охлаждающей пластины, если таковая присутствует.
Получив доступ к лопастям, нужно проникнуть внутрь самого механизма. Для этого снимите наклейку и при помощи подручных средств вытащите резиновую заглушку, располагающуюся по центру.
Вам будет трудно определить место разреза шайбы без иголки. Воспользуйтесь ею, чтобы пройтись по поверхности шайбы. Так вы отыщете разрез, сможете через него поддеть диск и он сам выпадет из посадочного места. Выполняйте этот шаг с особой осторожностью, чтобы не повредить и не потерять шайбу, поскольку без этого элемента вентилятор не заработает, придется приобретать новый.
Под шайбой находится резиновое кольцо, в большей мере выполняющее защитное и стабилизирующее свойство при вращении лопастей. Извлеките эту прокладку и после этого сможете вынуть саму крыльчатку. Если ваш кулер проработал достаточно долгое время, резинка будет повреждена или изношена. Избавьтесь от нее, однако не забывайте, что вентилятор скоро придется заменить. Без такого кольца лопасти будут шуметь даже при вращении не на полной мощности.
Виды подшипников
Прежде чем приступать к разборке и смазке, желательно знать тип подшипника, который используется в вашем кулере. Это влияет на выбор масла и способ смазывания.
В вентиляторах бытовой и компьютерной техники используются подшипники:
- Скольжения (sleeve bearing) — наиболее распространенный и самый простой вид, который состоит из втулки с вращающимся валом. Втулка покрыта антифрикционным материалом. Для их смазки годится WD-40.
- Скольжения с винтовой нарезкой (rifle bearing, Z-Axis bearing) — имеет специфические нарезки на втулке оси, которые осуществляют рециркуляцию смазки.
- Гидродинамические (FDB bearing) — модернизированный подшипник скольжения, где вращение вала осуществляется в слое жидкого вещества, которая удерживается внутри втулки за счёт создающейся при работе разницы в давлении
- Качения (ball bearing, ceramic bearing) состоит из двух колец (шариков), тел качения и сепаратора. В качестве материала, может использоваться керамика. Для подшипников качения применяется консистентная смазка (силиконовая).
- Масляного давления (SSO) — улучшенный гидродинамический подшипник. Отличительной особенностью является большое количество жидкости (смазки) Для уменьшения износа вал центрируется установленным в основание постоянным магнитом
- Самосмазывающийся подшипник скольжения (LDP) — улучшенный подшипник скольжения. Есть защита от пыли, соответствующая IP6X, и специальный слот для восстановленного масла, которые увеличивают срок службы вентилятора.
- Подшипник с полиоксиметиленом (POM Bearing) — модернизированный подшипник скольжения. Для увеличения срока эксплуатации, вал покрыт полиоксиметиленом, обладающим небольшим коэффициентом трения скольжения.
В статье будет рассмотрена смазка кулеров с подшипниками первого и четвёртого типа: скольжения и качения.
Профилактика
Для профилактики, можно регулярно производить механическую чистку устройства. Для этого потребуется его разобрать.
Выполнять этот процесс нужно следующим способом:
- Выкрутить саморезы на задней стенке кулера при помощи отвертки;
- Снять нагревательный бак и все трубки;
- Снять пробку и слить холодную воду, которая находится в системе охлаждения;
- Снять силовые провода, термодатчики и провода заземления;
- Очистить все детали от пыли и грязи и начать сборку.
Для того, чтобы избежать поломок кулера рекомендуется выключать прибор, если в нем отсутствует вода и устанавливать его на расстоянии не менее 10 см от стен.
Как снять вентилятор?
При снятии процессорного кулера соблюдайте аккуратность, чтобы не повредить чип и окружающие элементы. Вентиляторы крепятся двумя способами: при помощи замков либо на болтах. Также существуют несъёмные.
Если кулер закреплён к радиатору защёлками, просто отогните из и вытащите из замков. Затем отсоедините питание от материнской платы. С болтами аналогично – открутите их отвёрткой и снимите вентилятор.
При несъёмной конструкции можно провести только поверхностную очистку.
Чтобы снять вентилятор с блока питания, открутите БП от корпуса, отсоедините все провода. Затем открутите крышку и извлеките кулер. Запомните, как стоит вентилятор, чтобы по окончании процедуры поставить его в исходное положение. В некоторых БП провод питания невозможно отсоединить, потому что он припаян к плате — в этом случае придётся работать в стеснённых условиях.
На блоке питания бывают вентиляторы размером 120 и 80 мм, шумят обычно маленькие
Для того, чтобы снять кулер с видеокарты, извлеките её из слота материнской платы. Затем тонкой отвёрткой открутите болты системы охлаждения. В зависимости от модели видеокарты, кулер может быть встроен в радиатор или крепиться на отдельные болты. Вам нужен только сам вентилятор.
Пошаговый алгоритм отсоединения кулера видеокарты
Устройство типичного напольного вентилятора
На повестке ремонт напольного вентилятора своими руками! Начать следует малым: у простейших вентиляторов отсутствует клемма заземления. Прибор не обладает степенью электробезопасности. Устройство напольного вентилятора включает корпус, изготовленный из пластмассы. Внутрь попадет вода – ожидайте хорошей встряски. Напольный вентилятор указанной разновидности нельзя использовать поблизости от воды. Начиная аквариумом с рыбками, заканчивая цветочной вазой. Особо опасен, где проживают маленькие дети. Упадет штуковина, чадо догадается налить внутрь молока… Выводы делайте сами:
- конструкция неустойчивая;
- основание легко ломается, гнется;
- защиты от удара током отсутствует.
При падении напольного вентилятора с высокой степенью вероятности ничего не случится. Погрузимся внутрь конструкции. Оставим пока в стороне особенности регулирования скорости двигателя и кнопки. Поговорим про редуктор. Краснодарский напольный вентилятор несет один асинхронный конденсаторный двигатель. Передняя сторона вала через штифт, гайку с левой резьбой соединена с лопастями, задняя выходит на редуктор, образованный двумя шестерням, одна двойная.
Вал снабжен резьбой, цепляющей, вращаясь, зубчики большого колеса. Момент передается малому колесу, приводящему в движение маховик. Шестерня кривошипно-шатунного механизма диаметром в руку, поэтому вращение уступает скоростью исходному вала асинхронного двигателя.
- Лопасти крутятся на полной скорости вращения мотора.
- Кривошипно-шатунный механизм, благодаря редуктору, движется медленнее.
Через карданную передачу кривошип зацеплен за ножку, корпус двигателя насажен на ось. При вращении вала асинхронного двигателя лопасти двигаются плавно в одну-другую сторону. Однако можно остановить процесс. У двойной шестерни валок крепится к большей шестерне двумя шариками с пружинкой, вставленными в сквозное отверстие. Если потянуть ручку регулятора, непосредственно соединенную с осью, защелка соскальзывает вверх. Теряется связь меж шестерней, валом, вращение прекращается. Механизм реализует защиту от падения: по внутреннему посадочному отверстию приводной шестерни нарезано шесть желобков. Умещаются шарики. Положений получается шесть, взаимный переход сопровождается щелчком, ось проворачивается относительно шестерни, шарики бьют по стенкам, соскальзывая в желобки.
Слышны щелчки, высока вероятность – напольный вентилятор упал. Привод заклинило, работает, щелкая, защитный механизм, уберегая мотор от сгорания.
Полагаем, режим невыгоден напольному вентилятору, не выключить прибор, термопредохранитель мотора непременно сломается. Редуктор крепится тремя болтами к двигателю, прорезан парой смазочных отверстий, через которые можно сдобрить пластиковые шестерни. Касается приводной, вращающейся со скоростью асинхронного двигателя.
Головная боль, как починить напольный вентилятор и собрать. Видим расклад: неверно задано взаимное положение редуктора, ножки через передачу, головка напольного вентилятора будет двигаться несимметрично относительно фронтальной плоскости. Может раздражать. Присоедините редуктор, проверьте изделие, подключив питание. Осторожно, чтобы не ударило током, попробуйте визуально определить правильность выполненной сборки.
Как разобрать кулер?
Проделав эти не сложные действия, приступайте непосредственно к разборке самого вентилятора:
- Со стороны, где находятся провода отклейте этикетку.
- Острым предметом подденьте резиновую пробку и снимите её.
- Снимите стопорное кольцо, с прорезью на одной из сторон. Для этого кончик ножа или тонкой отвёртки, вставьте в прорезь и поверните на 90° чтобы оно раздвинулось и приподнимите кольцо.
- Уберите уплотнительное резиновое кольцо, обрамляющее стержень.
- Отсоедините крыльчатку от рамки вентилятора.
- Дальше можно чистить и смазывать.
Снимаем наклейку и вытаскиваем стопорное кольцо
Следом за стопорным кольцом вытаскиваем уплотнительное резиновое и разъединяем части кулера
Вентилятор для ванной
Эти устройства установлены внутрь вытяжных отверстий. Чаще всего вытяжной механизм выходит из строя из-за перегорания плавких предохранителей, расположенных на двигателе внутри вентилятора. И для ремонта предохранитель необходимо заменить. Для этого нужно добраться до самого двигателя, находящегося в середине. Для разборки понадобится только отвертка.
Алгоритм разбора следующий:
- Вынуть механизм из стены. Разбирать устройство – довольно тонкая работа, так что добраться до двигателя без снятия вентилятора со стены будет очень затруднительно, плюс есть вероятность нанесения еще большего вреда в процессе разборки.
Вентилятор для ванной собранный
- Снять защитную пластину. Лицевая защитная часть крепится к механизму, чаще всего, болтами, поэтому снять ее не составит особого труда. Нужно только подобрать соответствующую отвертку.
- После снятия лицевой пластины перевернуть вентилятор. Необходимо снять защитную пластину с тыльной стороны. К сожалению, тыльная сторона, чаще всего, припаянная к корпусу, поэтому ее придется отрывать. Для сборки механизма обязательно нужно приготовить клей типа «Момент».
- Снять рабочий агрегат с лопастями. Элемент этот ничем не крепится к корпусу, так как ему необходимо кручение. Поэтому снять его очень просто.
- Перевернуть устройство. Снять защиту двигателя. Это элемент эллипсоидальной формы, находящийся сразу за лицевой платиной. Он, к сожалению, также, чаще всего, припаян к корпусу, потому его тоже необходимо срывать, а при обратной сборке – приклеивать.
- Вынуть кабели питания. При снятии защиты можно уже увидеть цель – двигатель. От него через специальные отверстия проходят кабели питания, которые подведены к тыльной части корпуса. Эти кабели нужно вынуть через те самые отверстия.
- Снова перевернуть механизм. С тыльной стороны, на том месте, где был рабочий лопастной элемент, можно увидеть несколько болтов (как правило, их 2). Этими болтами двигатель крепится к корпусу. Их необходимо выкрутить, и цель будет достигнута.
Добравшись до двигателя, рядом с обмоткой можно найти тот самый плавкий предохранитель. Он легко вынимается и заменяется на новый.
Источник
Тарахтит вентилятор? Как разобрать и смазать вентилятор
Как разобрать, смазать, а потом собрать вентилятор, если он начал шуметь больше обычного. Если один из вентиляторов, начал шуметь или тарахтеть больше обычного, то причина, как правило, заключается либо в износе подшипника, либо в отсутствии смазки.
В вентиляторах используется всего два вида подшипников: подшипники скольжения, в том числе гидроподшипники, и качения — шарикоподшипники. Есть ещё варианты, когда вал вентилятора поддерживается дополнительно магнитным полем и т.д., но это обстоятельство никак не отражается на профилактическом обслуживании и ремонте вентиляторов.
У всех вентиляторах применяемых нет коллектора, а используется электронный коммутатор обмоток. Поэтому, основными деталями подверженными механическому износу являются подшипники.
Вентиляторы на шарикоподшипниках
В таких вентиляторах износу могут быть подвергнуты, как сами шарикоподшипники в количестве две штуки, так и посадочные места в которые они установлены, но последнее случается реже. В первую очередь изнашивается тот шарикоподшипник, который находится со стороны крыльчатки, так как он испытывает большие нагрузки.
В большинстве вентиляторов используются радиальные шарикоподшипники, причём, в конструкции бюджетных вентиляторов не предусмотрена возможность выборки радиального и осевого люфтов. Это приводит к преждевременному износу шарикоподшипников и увеличению шума всего вентилятора.
Ремонт вентилятора на шарикоподшипниках целесообразен только в случаях, когда нет возможности найти ему подходящую замену. Таким вентилятором, например, может быть вентилятор необычной конструкции для ноутбука или видеокарты. В этих случаях можно подобрать похожий по размерам новый вентилятор и переставить из него шарикоподшипники взамен изношенных, если они конечно туда подойдут.
Вентиляторы на подшипниках скольжения
На схеме ниже показан вентилятор на подшипнике скольжения в разрезе.
вентилятор на подшипнике скольжения
1 крыльчатка,
2 корпус,
3 постоянный магнит,
4 печатная плата с элементами управления,
5 статор с обмотками,
6 стопорное кольцо,
7 вал,
8, 10 маслосбойные кольца,
9 втулка подшипника.
Здесь износу подвергается вал мотора и втулка подшипника. Причём, в большинстве вентиляторов, используется всего одна втулка, которая охватывает всю свободную длину вала. Однако, в отличие от миниатюрных шарикоподшипников, у подшипников скольжения нагрузка распределяется по значительной площади поверхности подшипника, что при наличии смазки делает эти устройства довольно надёжными в эксплуатации.
Причины, по которым начинают шуметь не выработавшие свой ресурс вентиляторы, собранные на подшипниках скольжения, следующие: высыхание смазки, вытекание смазки, использование некачественной смазки и отсутствие смазки (бывает и такое).
Обычный бюджетный вентилятор, работающий по 12 и более часов в сутки, желательно смазывать не реже, чем один раз в год при первой ревизии и через полгода при каждой очередной. Чем чаще делается подобная профилактика, тем меньше износ подшипников и соответствующий ему шум вентилятора.
Вентиляторы, работающие от пониженного напряжения питания, можно смазывать чуть реже. Высокооборотные вентиляторы малого размера следует смазывать в два раза чаше крупных корпусных и процессорных вентиляторов.
Инструменты, которые понадобиться при сборке-разборке и чистке вентилятора:
Для разборки вентилятора сначала удаляем фирменную этикетку. Затем удаляем резиновую заглушку. (В мелких вентиляторах её функции может выполнять этикетка).
Удаляем фирменную этикетку
Далее острым скальпелем расширяем зазор стопорной шайбы. Вставляем в зазор тонкую отвёртку и раздвигаем концы шайбы в разные стороны.
расширяем зазор стопорной шайбы
Теперь можно удалить стопорную шайбу при помощи той же отвертки или пинцета. Настоятельно рекомендуется перед окончательным удалением стопорной шайбы накрыть её вместе с инструментом кусочком ткани. Это предотвратит потерю шайбы.
Удаляем стопорную шайбу
Удаляем резиновое кольцо. Выталкиваем отвёрткой или шилом вал из подшипника.
Удаляем резиновое кольцо
Удаляем второе резиновое кольцо. На рисунке справа минимальный набор мелких деталей, которые должны быть использованы при последующей сборке. Это два резиновых маслосбойных кольца и стопорная шайба (если вы её ещё не потеряли). В некоторых моделях вентиляторов может дополнительно быть одна или две фторопластовые шайбы.
Удаляем второе резиновое кольцо
Теперь следует кисточкой очистить корпус вентилятора и крыльчатку от пыли, а кусочком хлопчатобумажной ткани все детали подшипника от следов старой смазки.
Застарелую органическую смазку можно удалить бензином, а силиконовую ацетоном, но при этом следует соблюдать осторожность, так как подобные растворители могут испортить внешний вид пластмассовых изделий некоторых вентиляторов. В этом плане самым безобидным растворителем является спирт, но он плохо растворяет жиры.
Наносим несколько капель смазки в область подшипника и вала, предварительно надев первое малосбойное резиновое кольцо. Количество масла удобно дозировать мелкой отвёрткой соответствующего размера. Чем шире жало отвёртки, тем крупнее капля масла.
Наносим несколько капель смазки в область подшипника и вала
Вставляем вал в подшипник. Подкладываем под крыльчатку что-нибудь вроде этого кольца на рисунке справа, чтобы её (крыльчатку) можно было вдавить внутрь корпуса вентилятора. Это нам поможет при установке стопорной шайбы.
Вставляем вал в подшипник
Добавляем ещё пару капель смазки со стороны вылета вала и одеваем второе маслосбойное кольцо.
Добавляем ещё пару капель смазки со стороны вылета вала
Надеваем стопорную шайбу на самый конец вала и затем проталкиваем её в дальше в зазор. При этом нужно пальцами прикрыть пинцет и шайбу так, чтобы ей не было больше куда деваться, кроме движения вниз. Это предотвратит потерю шайбы.
Надеваем стопорную шайбу на самый конец вала
После установки стопрной шайбы можно устанавить на место заглушку и фирменную этикетку.
Устанавливаем на место заглушку и фирменную этикетку
Масло для смазки подшипников скольжения
Ни в коем случае не используйте для смазки вентиляторов пищевое растительное масло, густые смазки и технический вазелин!
Можно использовать, машинное, веретённое, силиконовое, синтетическое, минеральное, бытовое и другие масла продающиеся в розничной сети. Если о масле известно больше, чем просто название, то нам подойдёт масло предназначенное для смазки высокооборотных подшипников скольжения.
Смазочные материалы отличаются по куче разных параметров, но большинство из них мы не можем проверить.
Однако есть один важный параметр, который легко определить на глаз, это вязкость. Даже болтая пузырьки с маслами разной вязкости можно определить, какое из них более вязкое. Косвенным подтверждением может служить и размер капли, который удерживается на рабочей поверхности отвёртки.
Масло с низкой вязкостью может вытечь из подшипника не имеющего сальников (а их нет в большинстве бюджетных вентиляторов), а с очень высокой вязкостью может затруднить вращение ротора мотора.
Источник